ТУРЫ
До того, как представить отчет, хотелось бы сперва сделать небольшое отступление, и высказать несколько пояснений.
Мьянма , она же ранее Бирма, является одной из крупнейших стран ЮВА, имеет очень протяженную береговую линию на побережье Индийского океана, и граничит с Таиландом, Китаем, Лаосом, Бангладеш, и Индией.
Несмотря на свою огромную береговую линию, курортных мест, более-менее приспособленных для массового пляжного туризма, всего 2 – Нгапали, и Нгве Саунг.
Возле Нгапали есть аэропорт - Тандуэ (SNW). В него летают самолеты из Янгона и Мандалая.
Возле Нгве Саунг гражданского аэропорта нет. И сюда ездят из Янгона на автомобилях и автобусах. Время в пути – примерно 6 часов. Дорога ровная, живописная, почти пустая, а в приближении к побережью – среди невысоких гор, или лучше сказать, холмов, местами извивается серпантином.
Но основными туристическими местами Мьянмы являются отнюдь не пляжные курорты. А прежде всего города – Янгон, Мандалай, Баган, Баго, и озеро Инле. Здесь много древних исторических памятников, связанных в первую очередь с религией – буддизмом. Именно сюда едут туристы со всего мира, а после экскурсионных программ , если время и деньги позволяют, едут на побережье, чтобы отдохнуть и насладиться спокойным пляжным отдыхом на прекрасном море в хорошем отеле.
Мой маршрут .
Мне было предложено нашим мьянманским партнером RADIANT TOURS присоединиться к туристической группе, следующей по замечательному экскурсионном маршруту программы «Мьянманский калейдоскоп». А по ее завершении вернуться в Янгон и посетить курорт Нгве Саунг с инспекцией отелей.
На все у меня ушло 11 дней / 10 ночей. Вылетел из Новосибирска 04.10.23 и обратно из Янгона – 14.10.23. Маршрут выглядел так:
Прилет в Янгон, 2 ночи в Янгоне, перелет в Хехо, 2 ночи на озере Инле, переезд в Баган, 2 ночи в Багане, переезд в Мандалай, 1 ночь в Мандалае. На 8-й день программы, когда группа еще продолжает оставаться на маршруте, я вылетел в Янгон, переночевал там, утром 9-го дня выехал в Нгве Саунг , провел там 1 ночь, с утра до 16-00 инспектировал отели, и потом отправился обратно в Янгон, где провел еще 1 ночь, а на следующий день вылетел из Янгона домой.
В общем, поездка получилась очень насыщенной: за одну поездку я 3 раза приезжал в Янгон, совершил 7 перелетов, если считать взлеты-посадки, жил в 7 гостиницах, насмотрелся на буддийские храмы и ступы на несколько лет вперед, посетил множество интереснейших мест, познакомился с множеством удивительно приятных в общении людей, проехал на микроавтобусе несколько сот километров, перепробовал множество разных экзоблюд, 1 раз искупался в Индийском океане, снял что-то порядка 4500 фотографий и пару сотен коротких видео.
Но все это не случилось бы, если бы авиакомпания Myanmar Airways International ( MAI) не запустила свой прямой рейс в Новосибирск с 05.09.23, с частотой полетов 2 раза в неделю.
Рейс из Новосибирска летит по маршруту Новосибирск – Мандалай – Янгон , обратно также : Янгон – Мандалай – Новосибирск.
В ручную кладь разрешено брать до 7 кг, в багаж – до 30 кг.
В Мандалае делается посадка на 1 час, часть пассажиров выходит, остальные сидят в самолете и ждут продолжения полета. Во время остановки по пути в Янгон в самолет досаживают пассажиров , следующих из Мандалая в Янгон, на обратном маршруте, из Янгона , самолет грузится и пассажирами до Мандалая, местными. В обоих случаях на отрезке Мандалай – Янгон – Мандалай самолет полный. А на участках Новосибирск – Мандалай, и Мандалай – Новосибирск – мягко говоря, полупустой.
Ну а теперь о моем путешествии.
Сразу предупреждаю, что пишу много подробностей.
Вылет моего рейса был в 00-10 ч. 04.10.23, стало быть в аэропорт я отправился вечером 03.10, в субботу. Приехал, как и полагается, за 3 часа. Но на табло начало регистрации было указано только за 2 часа до вылета. Нашел пока стойку, посмотрел – никого, рядом три стойки Аэрофлота регистрируют народ на Анталию. Погулял, осмотрелся, подошел за 2 часа до вылета – на стойке только служащие аэропорта, пассажиров нет.
- Здравствуйте – говорю девушке на своей стойке - началась уже регистрация?
Она смотрит с любопытством, говорит – да, давайте ваш паспорт.
- А сколько человек сегодня летит в Мьянму?- спрашиваю.
- Трое, - отвечает с улыбочкой.
Подходит еще один господин со здоровенным чемоданом, не бритый, тоже спрашивает – Началась уже регистрация на Янгон?
Нас быстро зарегистрировали, мы с мужичком этим тут же познакомились. Зовут – Владимир, из Рязани, прилетел из Москвы. Тоже летит в этот экскурсионный тур. Тур купил в Москве. В общем нам с ним было по пути. Обратно мы тоже вместе летели.
Таможню прошел быстро, но меня два или три раза спросили, сколько валюты я с собой везу. Паспортный контроль был почти пустой, тоже все быстро. В зале ожидания сидели пассажиры на Анталию, и более никого. Из трех кофейных автоматов работал только один. И была курилка.
Минут за 20 до вылета объявили посадку в самолет. Самолет стоял тут же, за окном, в 30 метрах от здания аэропорта. Нас к нему повел пограничник и наш регистратор со стойки. К нам присоединился еще один пассажир, летевший до Мандалая. Это был не турист, а специалист, который летел в командировку. Мы попросились у пограничника сфотографироваться у самолета, он не возражал, и мы поочереди с Владимиром сделали фото на память.
Самолет А319, чистенький, можно сказать, новый, расстояние между креслами просторное, не то что на наших чартерах. И пустой. Мы расселись, кому как нравится, сразу поубирали подлокотники, и заняли по три места. Я люблю смотреть в окно, и сел поближе к кабине, чтобы крыло не закрывало вид.
Только расселись, сразу самолет покатил к полосе. Быстро взлетели, по расписанию, и начался наш путь в Мандалай.
Вскоре после взлета к нам подошла проводница и спросила, что будем есть, по-английски конечно, по-русски они не говорят. Выбор такой ( он и на обратном пути такой был) – курица с лапшой или рыба с рисом. Я взял рыбу и не пожалел. Только доел, подходит проводница, говорит – еще хотите? Я конечно сказал «Да», и съел еще одну порцию. Помимо горячего, в рационе – салат из свежих овощей, булочка, сладкий кекс, масло, кофе или чай. Можно просить и кофе и чай одновременно , и напитки – Кола, Фанта, Спрайт, вода.
Поев, лег спать. Казалось бы- три кресла в моем распоряжении, подушка, одеяло, спи себе как младенец, но не спалось! Лег сперва головой к окну, затем наоборот, потом опять развернулся. Никак. Прям обидно стало. В жизни ни разу в таких условиях не летал. Так и проворочался до самого Мандалая. Перед посадкой нам раздали иммиграционные карточки и анкеты о состоянии здоровья. Нужно было заполнить и приготовить для прохождения паспортного и медицинского контроля в аэропорту Янгона.
К Мандалаю подлетели на рассвете. Сделали полукруг над Ирравади. Сверху прибрежная зона пригорода выглядела как пустыня, посреди которой оазисами стояли небольшие поселки, утопающие в зелени. Сам город раскинулся на большой территории и тоже был очень зеленым. Застройка была в основном малоэтажная. В разных местах города золотом сверкали многочисленные ступы.
Аэропорт Мандалая Аннисатон оказался небольшим для второго по величине города. Двухэтажное длинное здание светилось огнями. Мы подрулили к нему. Наш попутчик-командировочный вышел по трапу , а нас, пассажиров до Янгона, попросили пересесть на 5-й ряд. Как позже выяснилось - чтобы отделить нас от местных пассажиров. Они вскоре стали проходить в самолет и рассаживаться. В конце концов самолет оказался полным. Это заняло около часа. И опять мы пошли на взлет. До Янгона лететь оставалось около часа. Нам разнесли легкий завтрак – сладкая булочка, печенюшка, стакан воды, и чай/кофе, или напиток (Кола, Спрайт, Фанта) на выбор. Через час мы были в Янгоне.
Прохождение процедур по прилету в Янгон.
Нас , иностранцев, служащая авиакомпании вывела из самолета и отвела в зону прилета для иностранцев и показала , куда нам идти дальше. Первым был пост Health Control ( медицинский контроль). Здесь я отдал анкету о состоянии здоровья, показал паспорт, и думал, что это все. Но служащий повторил два раза Insurance , прежде чем я понял, что ему нужно еще показать страховку. Хорошо, что я не засунул ее в багаж! Глянув в нее быстро, он сказал Ok и отдал мне паспорт.
Дальше был иммиграционный контроль. Очередей нет. За стойкой сидел офицер, и слегка улыбался. Я подал паспорт, иммиграционную карту. Он все проверил, данные паспорта переписал в какой-то журнал, спросил в каком отеле остановлюсь. Я назвал первый отель по маршруту. Он еще раз внимательно изучил мой паспорт, выбрал печать, тиснул ее в паспорт, от руки прописал номер моего рейса прилета, и дату, до которой мне разрешалось пребывать в Мьянме – до 03.11.23, т.е. месяц с даты прибытия. Затем сказал Ok, отдал паспорт, махнул рукой в сторону выхода, и я пошел получать свою сумку из багажа.
В багажном зале было несколько багажных лент. На одной из них наши попутчики из Мандалая активно разбирали свои вещи. Наши вышли последними. Но все это заняло не много времени, минут 10.
Встреча с гидом.
Пройдя через таможню, мы увидели нашего гида. Он стоял на выходе с табличкой Radiant Tours в руках и увидев нас, замахал нам рукой. Ошибиться он не мог. Все остальные пассажиры были не европейцами. Представился – "Можно звать меня Вин". И стал звонить водителю. Возле выхода из зала прилета было суетно – машины, люди с чемоданами, водители, помогающие донести багаж до машины. Наш водить объехал их всех, и остановился на свободном пространстве. Машина была – черный минивэн Toyota Alphard на 5 мест – спереди одно, и два ряда по два.
Примечание.
Что интересно – руль был справа. И как оказалось, в Мьянме большинство автомобилей, и даже некоторые автобусы – с правым рулем. Хотя движение правостороннее, как у нас. До конца 80-х движение в стране было левостороннее, но затем оно было изменено по какой-то неубедительной причине ( якобы астрологи предсказали, что если левостороннее движение не будет заменено на правостороннее, то случится катастрофа и страна развалится). А люди по привычке покупали праворульные машины и ездили на них. Новых машин в стране мало – на них существует какой-то большой налог, поэтому популярны подержанные машины, из которых большая часть с правым рулем. Наш минивэн был в прекрасном состоянии, хоть и не новый.
До отеля доехали быстро – минут за 30. Я всю дорогу смотрел в окно, интересно же, что из себя представляет город. Район возле аэропорта выглядел как деревня, какой-то неухоженный. Пост полиции или военных недалеко от аэропорта перегораживал дорогу. Ехать надо было медленно. Водитель показывал права и говорил что-то полицейскому . За постом дорога улучшилась, улица раздвинулась, и мы въехали в город. Что я отметил сразу – город очень зеленый, вдоль дороги идут парки, аллеи старых и очень высоких деревьев, со стволами часто до полутора метров в диаметре. Машин не много, пробок не было. Наверное было уже поздно для пробок, что-то около 9 утра. Там начинают работать около 8 утра, а заканчивают в 17.
В отеле Royal Park Hotel 5* все были чрезвычайно любезны – схватили наши чемоданы, отнесли на тележку, все с поклонами и улыбкой. Вин взял паспорта и пошел нас оформлять. Быстро все сделал, отдал нам ключи, договорился с Владимиром об обмене денег, выдал местные сим-карты, помог их вставить и подключить. И сообщил , когда у нас с ним встреча на следующее утро, для начала нашего экскурсионного тура. Он сегодня весь день должен был ездить в аэропорт и встречать туристов из нашего тура, прибывающих разными рейсами. Мы прилетели первыми, у нас было включено раннее заселение в отель, и даже с завтраком. Но про завтрак мы даже и не вспомнили. Владимир отправился в номер спать до обеда, а я дождался нашего партнера Арину из Radiant Tours, с которой у нас было запланировано множество дел на этот день.
Примечание по поводу денег.
По поводу денег – выше я написал, что Владимир договорился с Вином по обмену денег. Дело в том, что в Мьянме существует два курса обмена валюты ( доллара США) на мьянманские кьяты – государственный курс по 2100 кьят за доллар, и рыночный – по 3300 кьят за доллар, разница в 1,5 раза! Естественно, только тот , кто об этом не знает, будет менять валюту в банке по официальному курсу. Все же остальные найдут лицензированный обменник, который им поменяет по более выгодному рыночному курсу. Наш гид сам мог поменять необходимое количество валюты ( много нам было и не нужно) по рыночному курсу, поэтому Владимир с ним и договорился заранее. К уличным менялам обращаться категорически не советуем.
У меня на этот день было запланировано:
- посещение Национального музея.
- инспекция базовых отелей в Янгоне.
Тем и занялись. Позавтракав в ресторане соседнего отеля, Hotel G, мы отправились в музей.
Национальный Музей, Янгон.
Музей находится там же, в центре, в 10-15 минутах езды от отеля Park Royal Hotel. Занимает оригинальное 5-ти этажное здание. «Является крупнейшим из двух национальных музеев бирманского искусства, истории и культуры в Мьянме (второй в Нейпидо). Основанный в 1952 году, пятиэтажный музей располагает обширной коллекцией древних артефактов, украшений, произведений искусства, надписей и исторических памятных вещей, связанных с историей, культурой и цивилизацией бирманского народа. Главной достопримечательностью музея является единственный сохранившийся оригинальный Львиный трон бирманских монархов. В музее насчитывается более 4000 постоянных экспонатов.» (Википедия).
Изначально в программе у меня его не было. Он был предложен партнером. Я не отказался, надо было чем то занять первый день до начала тура. Но попав в музей, понял , что его надо обязательно включать в основную программу для туристов. Там есть все, с чем придется туристу сталкиваться во время путешествия по стране: предметы из дворцов и храмов, музыкальные инструменты, встречающиеся в Мьянме, одежда разных этнических групп, ремесла, и ремесленные изделия разных регионов страны, современное искусство Мьянмы и много чего еще занимает пять этажей большого здания. Все подписано на английском и бирманском.
Музей был пуст, местные очевидно редко сюда ходят, а иностранцев в стране сейчас почти нет. Фотографировать и снимать запрещено. Сайт музея на данный момент не работает. Остается только мысленно вспоминать что там было.